» » 19-й Всероссийский Пушкинский фестиваль начался ярким оперным спектаклем

 
 
 

19-й Всероссийский Пушкинский фестиваль начался ярким оперным спектаклем

Автор: Artem от 9-02-2012, 13:40, посмотрело: 12965

0

Традиции и амбиции

Сказать, что концертный зал Научного-культурного центра, что в Пушкинских Горах, содрогнулся от восхищения и восторга, значит, ничего не сказать. Давали классику. А именно: оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Казалось бы, хрестоматийное произведение, рассчитанное на оперных гурманов, коих на самом деле - единицы. Еще одно событие в рамках программы Пушкинского театрального фестиваля, изысканное блюдо для знатоков музыкального искусства и очередной повод для чиновников – говорить о фестивальных традициях и амбициях.

Борис Годунов - Псков 06.02.2012

 

«Элитное» для плебса

Однако Центр оперного пения Галины Вишневской, представивший псковской публике свою версию «Бориса Годунова», быть может, самой знаменитой русской оперы, продемонстрировал со всей очевидностью: даже элитарное искусство мгновенно превращается в поистине народное достояние, когда сделано на высшем художественном уровне. И сразу исчезает мнимая граница между якобы «сложностью» такого искусства как опера, и, условно выражаясь, в добром смысле, - плебсом.

Лично я вдруг убедился, что в подлинном искусстве никаких препон не существует, или они надуманны.

Да, опера – искусство синтетическое, спектакль, соединяющий элементы драмы, пение, причем высокой певческой школы, и симфоническую музыку. То есть опера – это искусство с огромной долей театральной условности, якобы закрывающей и отдаляющей его от масс. Массы, дескать, «не поймут». В лучшем случае, будут дежурно зевать и ждать финала, изображая «культурных» зрителей.

Борис Годунов Псков 06.02.2012

Неожиданное открытие

Оказывается (и это стало личным откровением) не надо делать из масс – дуру. Так называемый «простой», неподготовленный зритель, - а именно он всё же по преимуществу присутствовал в концертном зале пушкиногорского НКЦ, - всё прекрасно понимает, а главное, способен сопереживать и плакать, и понимать отнюдь не простой пушкинский замысел, и всякая, даже оперная, условность испаряется, словно дурной сон. Все предельно ясно и точно в смысле искусства, и все вопросы отпадают сами собой. Я бы применительно к спектаклю употребил даже сленговое словечко «мощно», и всё – успех обеспечен, причем успех искренний и теплый, какой-то домашний, живой, будто каждый артист, даже дети, участвовавшие в спектакле, на несколько часов стали твоими близкими людьми, почти родными. Не это ли – настоящая цель искусства, его сверхзадача?

Пушкин, Мусоргский и артисты Центра оперного пения Галины Вишневской сотворили маленькое чудо: поставили перед зрителем неразрешимые вопросы русской истории, опрокидывающиеся в современность, проблему нравственного выбора властителя, который обретя власть через грех, в итоге ее теряет, а главное – обрекает и собственного сына на гибель.

Искусство и взрыв

Думается, многие зрители вышли из зала вполне шокированные, опять же, быть может, впервые постигнув с болью и столь живо гениальные пушкинские вопросы. И Пушкин из хрестоматии тут же стал для них актуальным художником, гораздо круче и актуальней, чем многие из нынешних пресловутых «постмодернистов» и «андеграундников».

Пушкин и Мусоргский в данном случае (не без прямого участия Центра Галины Вишневской, разумеется) подняли вопросы столь взрывоопасной силы, что стало даже немножко не по себе и немножко страшно. Что ж – в этом и есть высокое назначение искусства – взрывать мозги, а значит, и действительность.

Интересно, что занимается «подрывной» деятельностью не какой-нибудь отвязный авангардист, а классический спектакль.

все для dleфильмы и сериалы онлайн hdавтоматический обмен webmoney на приват24android игры, приложения, инструкции, обзоры

Категория: Новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.